Учиться у жизни – это здорово. Жизнь постоянно нам о чем-то говорит. Первое, что надо сделать для того, чтобы учиться у жизни, – надо быть немного внимательным. Если мы внимательны, то мы сможем увидеть какие-то полезные закономерности в тех событиях, которые с нами происходят.
Наверное, вы слышали такое выражение, что надо стать учеником. И вот те люди, которые повнимательнее смотрят на жизнь, становятся учениками жизни. Но иногда, глядя на жизнь очень внимательно, человек делает очень странные выводы. Он учится у жизни нехорошему. Такое бывает. Хотя вроде бы он ученик в школе жизни и находится в ученической позиции. Но мы все очень разные. Чему научится у жизни невежественный человек? Знаете, иногда встречаешь человека печального и сурового:
– Ты что такой?
– Жизнь меня научила.
– Это вот этому тебя жизнь научила? Ужас-то какой.
А другой человек радостный и открытый. Его жизнь другому научила.
Почему же такие разные уроки? Потому что люди разные. Поэтому мало быть просто наблюдателем и говорить, что я ученик. Этого мало. У одного и того же события разные люди учатся разному. Оказывается, чтобы быть учеником и по-настоящему учиться у жизни, нужно учиться не так, как сердце подсказывает. Лучше учиться жизни у тех, кто глубже видит эти уроки. Хорошо бы найти и спросить людей, которые глубже понимают, что хочет сказать нам жизнь. Вот тогда можно научиться позитивному – они же больше понимают! Если я вижу жизнь и уроки глубже, это означает, что я могу жить эффективнее.
Есть разные уровни глубины восприятия мира. Мы обратимся к тому, что говорят мудрецы древности. Они взяли такой критерий: насколько человек сосредоточен на своих интересах. Чем больше человек сосредоточен на своих интересах, тем более поверхностно он видит жизнь и уроки, которые эта жизнь дает. И чем больше у человека сосредоточенности на себе – на санскрите это называется словом «кама», – чем больше человек погружен в свои интересы, тем меньше он видит. Человек, одержимый камой, не контролирует эти импульсы. Эти импульсы есть у каждого из нас, они есть как у кошек, так и у людей. Но у людей есть возможность их контролировать. Те люди, которые могут контролировать каму, эту эгоистическую природу, у них проявляются хорошие качества, у них появляется чувство долга, они видят, что другие для них что-то делают, они видят причины и следствия.
Человек, одержимый эгоизмом, становится причиной разрушения общества. Каждый из нас может быть тем, кто разрушает общество, и тем, кто это общество гармонизирует.
Итак, если человек очень сильно сосредоточен на себе, проявляются дурные качества, отсутствует чувство долга, человек считает, что никому ничего не должен. Он просто не соображает, что он делает, и разрушает культуру и цивилизацию. Соответственно, спрашивать у такого человека, как учиться у жизни, бессмысленно. Общаясь с ним, мы можем еще больше запутаться.